Детский мюзикл

Направление: духовно-нравственное

Название реализованной воспитательной практики:

проект «Детский мюзикл»

Авторы предъявляемого педагогического опыта: Левина О.С., музыкальный руководитель.

Оригинальная идея: исходя из того, что классическое музыкальное занятие состоит из музыкально-ритмических движений, распевания и пения, слушания музыки и музыкальных игр, иногда на развитие музыкальных способностей и творчество остается не так много времени. Таким образом, возникла необходимость привлечения новых форм и приёмов развития музыкальных способностей детей. У меня родилась идея: использовать постановку и проведение детских мюзиклов как нетрадиционную форму развития творческих способностей детей.

От задумки – до результата:

 «Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь

и музыкальный - для не умеющих говорить…»

 Шарль Азнавур.

  • Актуальность

Музыкальное искусство является богатейшим и действенным средством духовно-нравственного воспитания, обладает большой силой воздействия и воспитания чувств человека. Музыка наилучшим способом позволяет развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке. 

Реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основополагающей задачей, начиная с дошкольного этапа образования. Немаловажную роль в формировании данных компетенций играют педагоги ДОУ, в частности и музыкальный руководитель.

Что такое мюзикл?

Мю́зикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Это всегда яркое зрелище, где много музыки, танцев, песен. Много красоты и радости. Для детей - участие в музыкальных спектаклях - это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на красивой сцене с современными декорациями и спецэффектами!

Участниками  проекта  являются: дети подготовительной группы (6-7 лет), музыкальный руководитель, воспитатели.

С 2016 по 2020гг. ведется долгосрочный проект «Детский мюзикл». В рамках этого проекта были поставлены мюзиклы: «Снежная королева», «Золушка». Но самыми удачными, по моему мнению, получились мюзиклы «Белоснежка и 7 гномов», «Спящая красавица», «Аленький цветочек», сценарий и музыку к которым написала я сама.

Сюжеты для постановки детских мюзиклов чаще всего беру из известных литературных произведений (сказок).

На  занятиях  с детьми мы знакомимся со сказкой, лежащей в основе мюзикла, слушаем музыку, подбираем роли, разучиваем общие песни и танцы. А все индивидуальные номера разучиваю уже индивидуально. Готовый вариант мюзикла дети видят только на празднике, поэтому у них не теряется интерес.

При постановке мюзикла я веду работу с детьми в 3 направлениях:

музыкальное направление (вокально-хоровая деятельность):

  • постановка и развитие детского певческого голоса;

  • формирование вокально-исполнительных умений;

  • подготовка вокального репертуара;

  • разучивание и освоение вокальных партий;

  • формирование певческого дыхания, интонации, дикции.

театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство):

  • развитие творческого воображения, фантазии;

  • развитие внимания;

  • раскрепощение ребенка;

  • развитие речевого аппарата, четкой дикции;

  • образность и эмоциональность подачи текста;

  • культура поведения на сцене.

танцевальное направление:

  • формирование чувства ритма;

  • навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;

  • постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).

В начальный период работы детям дается возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в образ. Иногда перед разучиванием мюзикла, я показываю детям небольшой фрагмент настоящего спектакля. Это вызывает огромный интерес.

При работе над спектаклями особое внимание уделяется одной из основных составляющих жанра - движению с одновременным исполнением песен. Все песни персонажей подбираю удобные в исполнении и разучивании, написанные с учётом особенностей и возможностей детского голоса.

Работу над движениями и пластикой веду поэтапно. На первых занятиях мы с детьми все превращаемся то в одного героя, то в другого, вспоминаем их повадки, поведение. Для каждого персонажа подбираю музыку в жанре, соответствующем его характеру. Некоторые элементы рождаются в процессе совместной импровизации, причем дети многое могут подсказать сами.

Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия.

И, конечно же, большое значение имеет оформление спектакля. Декорации и костюмы изготавливаются совместно с педагогами и родителями артистов и без особого труда могут быть подготовлены в любом детском саду.

Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры. У каждого ребенка в мюзикле есть своя роль, он является активным участником сказочного действия, а не просто пассивным зрителем. Это способствует развитию его коммуникации, творческой активности. Преодолевая страх перед публичным выступлением, ребенок ставит себя на место своего героя, действует в соответствии с его характером, общается с другими участниками мюзикла. Играя своего героя, выражая его эмоции, ребенок учится переживать собственные чувства и принимать их у других.

  • Полезные эффекты от реализации проекта

  • Созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

  • У детей развились певческие и танцевальные способности;

  • Сформировано эмоционально-положительное отношение к театральному искусству и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности;

  • Родители получили необходимые педагогические знания о театрализованной деятельности детей, её значимости в развитии ребенка;

  • Создано единое пространство «семья – детский сад»;

  • Повысился культурный уровень дошкольников и их родителей.

Будем ли мы продолжать работу в этом направлении? Безусловно. Творить, танцевать и петь – это наш вектор к самостоятельной и инициативной творческой личности ребёнка. А ведь именно это направление положено в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Так держать!

Сценарий мюзикла "Аленький цветочек"

Сценарий мюзикла "Спящая красавица" 

Сценарий мюзикла "Белоснежка и 7 гномов"

Сценарий мюзикла "Царевна-лягушка" 

Проект "Детский мюзикл как средство развития творческих способностей детей у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Методическая разработка "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в  театрализованной деятельности дошкольников" 

Методическая разработка "Театральные игры и упражнения для дошкольников" 

Мюзикл "Аленький цветочек"

        

   

Мюзикл "Белоснежка и 7 гномов"

Мюзикл "Царевна-лягушка"

Мюзикл "Спящая красавица"